Беспилотная авиация в России

История развития отрасли БАС

Первый беспилотный полет в нашей стране состоялся в 1988 году — на орбиту поднялся корабль-ракетоплан «Буран». С тех пор технологии, в том числе, и в области БАС шагнули далеко вперед. С 2010 года беспилотная авиация активно развивается как в России, так и в мире. При этом в отличие от пилотируемой авиации беспилотникам приходится преодолевать не только технологические, но и бюрократические барьеры. И тем не менее, по прогнозам к 2035 году количество БВС в мире превысит 21,4 млн.

Типы и сферы применения БВС

Беспилотники — это уже давно не концепт из научно-фантастических фильмов, где автомобильные пробки собираются не на земле, а в воздухе. Уже сейчас БВС задействованы в самых разных сферах нашей жизни — от сельского хозяйства и обслуживания линий электропередачи до доставки грузов и строительства. Дроны заменяют людей на самых опасных и экстремальных работах, например, в океане на большой глубине или в Арктике. А в горизонте ближайших 10−20 лет беспилотники прочно войдут в нашу жизнь и на бытовом уровне.

Сквозные технологии

Ключевые научно-технические направления, которые оказывают наиболее существенное влияние на развитие рынков НТИ. К сквозным технологиям относятся: большие данные, искусственный интеллект, системы распределенного реестр, VR/AR-технологии, робототехника, квантовые технологии и ещё примерно десяток сфер. Формирование в России научно-технологического задела по этим направлениям позволит создать глобально конкурентоспособные высокотехнологичные продукты и сервисы.

БВС специального назначения и защита от противоправного применения БВС

БВС позволяют заменять работников в экстремальных условиях и на опасных производствах, где жизнь людей под угрозой. Однако беспилотники могут использоваться и во вред человечеству. Чтобы этого избежать, необходимо развивать и средства защиты противоправному применению БВС. Российские компании уже готовы предложить целый спектр таких систем, однако с развитием беспилотников потребуются и более совершенные средства защиты, поэтому это направление — одно из приоритетных.

Космические системы

Космические орбитальные БВС необходимы для обеспечения бесперебойной работы всех остальных беспилотных воздушных судов. Именно они помогают компьютерам ориентироваться на местности и передавать данные друг другу и оператору. Для суверенитета страны собственные разработки космических систем критически важны, от этого зависит не только развитие экономики и комфорт жизни людей, но и безопасность жителей России в целом.

Инфраструктурные решения

Для эффективной и бесперебойной работы беспилотных авиационных систем необходимы не только собственно летательные аппараты, но и целый инфраструктурный комплекс — от программного обеспечения до полигонов БАС. Дозаправка, обслуживание, управление беспилотниками — для всего этого уже существуют перспективные отечественные разработки. С развитием отрасли спрос на все более совершенные и одновременно простые в управлении и обслуживании решения будет только расти.

Кадровый суверенитет

Подготовка специалистов в области беспилотных авиационных систем — задача №1 для российской системы образования на ближайшие десятилетия. Разработчиков, «хакеров», техников и операторов БВС не хватает уже сейчас, а в горизонте 5-10 лет это будут самые востребованные профессии на рынке труда. Именно от них напрямую будет зависеть развитие отрасли беспилотников, а вместе с ней и безопасность, удобство и комфорт жизни в нашей стране.
БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИЯ: технологический прорыв России
Дмитрий Песков
Специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития